Латышская любовь

Новый Рижский театр, Латвия
Участник программы «Маска Плюс» Фестиваля 2009 года
Авторы: Алвис Херманис, Гуна Зариня, Байба Брока, Вилис Даудзиньш, Гиртс Круминьш, Каспар Знотиньш




Режиссер: Алвис Херманис

Художник: Моника Пормале

Композитор: Екаб Ниманис
Поет: Андрис Кейшс
Артисты: Гуна Зариня, Байба Брока, Вилис Даудзиньш, Гиртс Круминьш, Каспар Знотиньш


Продолжительность 4 ч. 30 мин. с антрактом
Спектакль Нового Рижского театра «Долгая жизнь» – лауреат Премии «Золотая Маска» 2007 года.

Фотографии © Гинтс Малдерис


номинация программка

Эту пьесу мы написали вместе с актерами. Нас вдохновили объявления о знакомствах, которые публикуются в латышских газетах. Это единственные документальные фрагменты, которые вплетены в текст пьесы. Все остальное – наши фантазии на эту тему. Читая эти объявления, мы с актерами пытались представить, что это за люди, как они выглядят, как они разговаривают, и какая на самом деле их жизнь, спрятанная за лаконичными строками объявлений о знакомстве. По сути мы воспринимали эти объявления как зашифрованные автобиографии, потому что за каждым из них стоит целая жизнь. К тому же, очевидно, это драматичная жизнь, с одиночеством и отчаянием, которые и заставили написать это объявление.
Потом мы с актерами стали придумывать ситуации, в которых эти люди могли бы встретиться друг с другом. В результате мы с помощью метода импровизации написали много маленьких пьесок на тему первой встречи (blind date)».


Алвис Херманис



Собранные в одном спектакле тринадцать историй любви и одиночества оказались попыткой создать средствами театра современный национальный эпос.
То, что делает Алвис Херманис, можно было бы окрестить странным словосочетанием «гиперреалистический гротеск». Его спектакли всегда предлагают узнаваемые фрагменты реальности. В них действуют подсмотренные артистами в жизни герои, чей социальный статус мы определяем с первого взгляда. И тем не менее у гиперреалистически выписанных портретов немного клоунская природа. При всем своем жизнеподобии они всегда – социальные маски. А сами истории, которые рассказывает режиссер, – лиричны они или приправлены житейской грустью - всегда не только смешны, но еще и смехотворны.
Что же такое «любовь по-латышски», если довериться Херманису? Чаще всего это неудачная любовь. Да и сами герои скетчей – все больше неудачники. Собственно, никакой любви тут нет. Есть тоска по любви.
При всей универсальности рассказанных артистами Нового Рижского театра историй они отчетливо окрашены национальными комплексами и рефлексиями. По большому счету это спектакль не о чувствах и даже не об одиночестве, он о самой Латвии. О маленьком разворошенном муравейнике, который пытается выжить и сохранить цивилизованную мину, не утратив при этом своей идентичности. Это межеумочное состояние своей страны Херманис передает через самую сокровенную сферу человеческой жизни.
В спектакле Нового Рижского театра латыши смеются над собой. И режиссер смеется. Но смеется дружелюбно, уважительно, семейно-свойски. В его масках нет карикатурности. В его патриотизме нет спесивости. В его любви к родине, которая буквально разлита в этом очень смешном действе, нет истеричной натужности. Так рассказать о болезнях нации может только художник с очень здоровым сознанием.


газета «Известия»