Орестея

Театр «Ильхом», Ташкент, Узбекистан
Участник программы «Маска Плюс» Фестиваля 2009 года
Перевод Соломона Апта



Постановка Марк Вайль

Сценограф Василий Юрьев

Композитор Артем Ким

Художник по костюмам Мария Сошина

Режиссер видеоряда Талгат Баталов (Хансанзянов)


Продолжительность 3 ч. 45 мин

фото Виталий Евдокимов, Александр Раевский
номинация программка

В спектакле соединились слово, игра, хоры в стиле классического 1970-80 годов рок-н-ролла, тотальное мультимедиа. «Живые видеокамеры» создали в спектакле атмосферу какого-то «нереального реалити-шоу», разрушающего границы сцены и зала, протекающего в неизмеримо большем пространстве, виртуально много превосходящем древние греческие амфитеатры. Все убийства и покаяния героев о содеянном, происходят в нашем спектакле уже не в масштабах упомянутых стадионов, а в беспредельном медиапространстве, в котором живет сегодня человечество.
Именно эти медиа превратили сегодня Планету в громадный медиатеатр, в считанные минуты собирающий немыслимую аудиторию вокруг масштабных зрелищ и кровавых злодеяний. Увы, другим миллионы не привлечешь.
Мы играем со зрителем в понятные игры, сохраняя многомерность эсхиловского пространства на перекрестке с нашей действительностью – возможно много более смутным временем, чем тем, что знали Древние Греки в их дни – молодости человечества. Греки оставили нам свои мифы, философию, красоту скульптур и свободу духа.
Что оставим мы? Глобальную рыночную экономику, которая превратила в товар всё и вся? Впрочем, кто это мы? Вряд ли я возьмусь говорить про все человечество, живущее в наше время. Жизнь каждого из нас связана с историей собственной страны собственной историей, историей семьи.
И разве это не пространство жизни сравнимое с пространством событий «Орестеи»?
Трудно разглядеть нас самих в потоке повседневной жизни. Но кое-что, возможно, мы в силах понять, перечитывая древние мифы. Мы сами – персонажи все тех же старых, как мир, историй или поднялись хоть на толику, избежав бессмыслицы и повторения прошлого?
Впрочем «поднялись» к спектаклю нашему отношения не имеет. Учить кого-то дело тяжелое. Мы остаемся лишь театром.


Марк Вайль


Театр «Ильхом» – один из первых в истории бывшего СССР профессиональный негосударственный театр – был основан в 1976 году режиссером Марком Вайлем и группой выпускников Ташкентского театрально-художественного института. Первоначальное название театра – ЭСТМ «Ильхом» (экспериментальная студия театральной молодежи: актеров, художников, музыкантов, театроведов). «Ильхом» сознательно стремился объединить в разнообразных проектах творцов разных стилей, жанров и видов искусства.
В сентябре 2007 года театр Марк Вайль был убит. С этого времени коллектив носит новое название – Театр Марка Вайля «Ильхом».