Театральная компания ЗМ
Александр Пушкин

Египетские ночи

«Мастерская Петра Фоменко», Москва
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2004г. - «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа режиссера»
Опыт театрального сочинения

Режиссер-постановщик: Петр Фоменко
Художник: Владимир Максимов
Художник по костюмам: Мария Данилова
Режиссер: Сергей Пускепалис
Музыкальное оформление: Галина Покровская, Владимир Муат
Художник по свету: Владислав Фролов

Артисты: Карэн Бадалов, Полина Кутепова, Юрий Буторин, Мадлен Джабраилова, Наталия Курдюбова, Андрей Казаков, Илья Любимов, Александр Мичков, Антон Сергеев

Продолжительность: 2 ч.
Возрастная категория 18+
В спектакле «Египетские ночи» из поэтических вариаций и коллажа вырастает не только история Клеопатры, но и история импровизатора, воплощающего в себе образ поэта. Мы путешествуем из Санкт-Петербурга во дворец Клеопатры, но не изображаем Египет как таковой. Наша идея состояла в том, что бедный итальянский поэт вовлекает петербургское общество в свои импровизации. Которые – и в поэзии, и в театре – есть вершина искусства, великий дар и счастье, и одновременно великое страдание. Особый интерес вызывала необъяснимая энергия, присущая таланту. Удивительно, что достаточно предложить поэту тему, и артистическое вдохновение немедленно даёт выплеснуться его гению. Для нас «Египетские ночи» – это попытка театральной импровизации на историческую тему, опирающаяся и на воображение, и на размышление.
Петр Фоменко
Петр Фоменко, знаток творчества Пушкина, поставил спектакль с подзаголовком «Сцены. Этюды. Эпизоды» осенью 2002 года. Неоконченная поэма «Египетские ночи», наброски «Мы проводили вечер на даче», «Гости съезжались на дачу», стихотворения разных лет сложились в историю певца-импровизатора и его слушателей, вдохновленных жизнеописанием царицы Клеопатры. Дополнили рассказ фрагменты поэмы Валерия Брюсова, который тем же четырехстопным ямбом дописал пушкинский текст, дабы «помочь читателям по намекам, оставленным самим Пушкиным, полнее представить себе одно из его глубочайших созданий». Театр «Мастерская П.Н. Фоменко» возобновил «Египетские ночи». В итоге спектакль сохранил легкость дыхания и изящество выделки. Весь спектакль, начиная от отдельно взятой интонации и заканчивая структурой целого, выстроен по законам музыкальной формы и потому начисто лишен тяжеловесной повествовательности. Оказывается, с осязаемым словом можно работать с такой же филигранностью, как и с эфемерным звуком, а это сильное впечатление даже для рафинированного эстета. Сам Фоменко говорил, что такая работа «неразрывно связана с вслушиванием в искусство речи, в стихотворчество, в словесную вязь, в ритм, в гармонию, в образ», хотя стоит заметить, что и смотрение здесь большое удовольствие.
газета «Известия»