Театральная компания ЗМ
Андрей Платонов

Река Потудань

Студия театрального искусства
Премии «Золотая Маска» 2010г. - «Лучший спектакль в драме, малая форма», «Лучшая работа художника по свету»
Номинация на Премию - «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника»


Спектакль сочинили: Сергей Женовач, Александр Боровский,
Дамир Исмагилов, Мария Шашлова, Андрей Шибаршин,
Сергей Качанов, Александр Лутошкин, Александр Обласов, Сергей Пирняк

Продолжительность 1 ч. 35 мин.


Мне очень нравится наша большая сцена. Она замечательна тем, что возникает контакт с людьми, которые находятся в зале. Но наступают моменты, когда хочется завести с людьми, которые приходят на спектакль, еще более интимный, исповедальный разговор, – чтобы увидеть глаза человека, с которым ты вступаешь в диалог, услышать – скажу красиво – пульс, его дыхание. Мы очень рады, что именно «Потуданью» открывается Малая сцена. В этом спектакле важно то, что за словами, то, что между словами, и поэтому много платоновского текста мы перевели в прямую речь, – оказалось, что это интимное пространство не позволяет произносить текст от третьего лица
.

Сергей Женовач


Рассказ Андрея Платонова «Река Потудань» – он как раз о любви. Той самой, когда и смотреть-то долго на любимую страшно: вдруг помешаешь ей своим взглядом! Когда ничего тебе от нее не надо, только чтобы была где-то рядом и чтобы было ей хорошо. В темных, бедных, с перекрученной жизнью героях Андрея Платонова непременно живет эта мука любви. Иногда ко всему угнетенному человечеству или всей угнетенной женственности Земли. А иногда – к одной отдельной женщине с впалыми от недоедания щеками.


газета «Новые Известия»


Женовач в каждом спектакле с напряжением и настойчивостью ищет новое, но не формальную новизну, а некий особый способ проникновения в текст, особенно в текст сложный, закрытый, не предназначенный для сцены. То давно известное, что в постановках Женовача выглядит по-новому (особенно сегодня), – это не режиссерские приемы и не изощренные актерские техники, а удивительная серьезность и внимательность.
Жанр постановки режиссер в платоновском духе определил как «сокровенный разговор», и это многое говорит о его намерениях.
В этом спектакле нет горя – того невыносимого по накалу платоновского отчаяния, той беды, в густом растворе которой всегда живут его герои. Мы слышим о голоде, тифе, смертях, мы видим, как мечется Никита, от любви и жалости к жене не имеющий сил любить ее плотской любовью, как горестно падает он, закусив кулак, чтобы не зарыдать, когда слышит тихий плач Любы из свадебного шкафа. Но все это не кажется настоящей бедой, потому что тут есть надежда. Не знаю, что в ней от задуманного режиссером, а что просто от того, что здоровые и сильные молодые актеры, не имеющие собственного опыта горя и отчаяния (и дай бог, чтобы не имели его и впредь), невольно, самой природой своей излучают радость жизни и уверенность в том, что счастье их не минует. А платоновское счастье – бледное, прозрачное, немощное – всегда нежданный, драгоценный, незаслуженный подарок. И скоротечный
.

газета «Время новостей»