Театральная компания ЗМ
Арам Хачатурян

Спартак

Мариинский театр, Санкт-Петербург
балет в 3-х действиях



Хореография: Леонид Якобсон

Либретто: Николай Волков



Декорации и костюмы: Валентина Ходасевич

Балетмейстер возобновления: Вячеслав Хомяков

Художники по возобновлению декораций: Батожан Дашицыренов, Сергей Грачев

Художник по возобновлению костюмов: Ирина Коровина

Художник по свету: Александр Наумов

Графический дизайн: Михаила Моргунова

Слайды: Валентина Барановского



Продолжительность 3 ч. 20 мин.

Спектакль идет с двумя антрактами

фотографии © Валерий Барановский

Главный тренд балетной продукции последнего времени – возобновления и реконструкции, любование славным прошлым словно помогает обрести точку опоры. Мариинский театр ценой невероятных усилий один за другим возвращает к жизни балеты советской эпохи. Последний пример – «Спартак» Леонида Якобсона, грандиозная античная фреска, величественная, как сталинские высотки. С легендарным спектаклем 1956 года связано немало театральных преданий – например, о том, как, обсуждая будущую премьеру, прямо на Невском круто повздорили композитор Хачатурян и хореограф Якобсон. Или вот описания танца несравненной Аллы Шелест – Эгины, поражавшей невиданным тогда эротизмом. В возрожденном «Спартаке» у нее есть достойная преемница – Екатерина Кондаурова. Впрочем, в этом многонаселенном спектакле интересно смотреть и на других артистов Мариинки. В конечном итоге, именно от них зависит, будет ли знаменитый шедевр для наших современников живым спектаклем с мощной энергетикой и напряженным нервом, или останется в ряду реанимированных музейных ценностей.

Лариса Барыкина




В Мариинском театре возрожден легендарный «Спартак» Леонида Якобсона 1956 года рождения. В «капитальном возобновлении» Мариинского театра «тело» знаменитого балета явлено без каких-либо ампутаций и при полном параде: роскошь «взаправдашних» декораций, «рубенсовская» музыка Арама Хачатуряна, изливающаяся из оркестровой ямы, мощная массовка, принцип оживших барельефов.
«Спартак» Леонида Якобсона, несомненно, лучший художественный продукт истекшего петербургского сезона. Спектакль, больше полувека назад ставший самой авангардной и самой сексуальной постановкой советского балета, ошеломляет и сегодня. Грандиозность мизансцен в духе голливудских пеплумов, нетривиальная хореография, стилизованная под пластику античных барельефов, недвусмысленная эротика – поистине эту постановку следует однозначно признать лучшим «Спартаком» всех балетных времен и народов.

газета «Коммерсант»