Без вины виноватые
Театр юного зрителя, ЕкатеринбургНоминации на Премию - «Лучший спектакль в драме,большая форма», «Лучшая работа художника»
комедия в 2-х действиях
Режиссер-постановщик: Григорий Дитятковский
Художник-постановщик: Анатолий Шубин
Композитор: Николай Морозов
Художник по костюмам: Наталья Ермолаева
Художник по свету: Евгений Ганзбург
Хореограф: Анна Еременко
Музыкальный руководитель: Людмила Пикарина
Артисты: Светлана Замараева, Владимир Нестеров, Марина Егошина, Сергей Тиморин, Борис Зырянов, Илья Скворцов, Марина Гапченко, Елена Стражникова, Валентин Смирнов, Вячеслав Отставных, Дарья Большакова, Ольга Медведева
Продолжительность 3 ч.
Перед нами высказывание о театре человека театра, который знает о нем очень много. Может быть, все. И не только хорошее, но и плохое.
газета «Уральский рабочий»
Жизнь иллюзорна – игра реальна. Придуманный мир становится порой более внятным и осязаемым, чем предметный и событийный. Стерта граница между сценой и жизнью. Актер, он всегда в роли. Где правда, а где игра; где чувства истинные, а где мнимые? В спектакле существование протекает в нескольких реальностях одновременно. Тема соотношения иллюзии и действительности, актуальная с тех пор, как родилось сакраментальное «Вся наша жизнь – игра», у Дитятковского получает новое воплощение.
«Областная газета»
Спектакль Григория Дитятковского – отнюдь не мелодрама о покинутой когда-то девушке Любови Отрадиной, потерявшей сына и ставшей известной актрисой Кручининой. Это не вполне та история, где в конце Кручинина находит сына, молодого актера Григория Незнамова, и их объятия означают лучезарный happy end. То есть да, находит, но финал страшен и трагичен по-иному: Дитятковский поставил саркастическую историю об актерской природе и, назначив на главную роль актрису Светлану Замараеву, рассказал о прекрасном священном чудовище – Актрисе, которая играла, играет и будет играть везде и всегда. Потому что это актерская природа (кто не играет везде и всегда, не актер), и встреча с этой природой не сулит жизни ничего хорошего.
Этот ужас тотального моделирования себя в «предлагаемых обстоятельствах» сыгран Замараевой сильно и страшно. Потерянный сын – пьеса ее в жизни, она играет ее привычно, с аффектированными истериками и слезами истинного переживания (поди разбери где что), оправдывая свою «странность», о которой говорят все, превратив страдание в амплуа, а окружающих делая партнерами, персонажами.
«Российская газета»
Мелодраму Александра Островского о блаженстве актерской профессии и чувственности как способе познать мир режиссер Григорий Дитятковский выворачивает наизнанку: здесь актерство – это не дар, а человеческий недостаток, ущербность, проклятие. Кручинина в исполнении одной из лучших актрис театральной провинции Светланы Замараевой остается артисткой и «в жизни», в быту. Заученные позы, повышенная эмоциональность, размахивание руками, агрессивная жестикуляция, артикулированная речь, гипертрофированная оценка всех событий – мы видим не женщину, но аппарат для лицедейства, где нет ни капли искренности, только актерский тренаж и умение изворачиваться, техничная перемена масок. Насмешка над театральщиной избавляет зрителя от излишней сентиментальности текста и актуализирует Островского: в современности актерские навыки употребляют кто только не лень, а на сцене, напротив, мода на натурализм, документальность. А еще, к радости зрителя, на сцене теневой театрик, архаичные механизмы для шумовых эффектов и маленький оркестрик.
Павел Руднев