Театральная компания ЗМ
Бертольд Брехт, Пауль Дессау

Мамаша Кураж и ее дети

Алтайский театр драмы им. В.М. Шукшина, Барнаул
Премия «Золотая Маска» 2012г. – «Специальная Премия Жюри».
Номинации на Премию – «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа режиссера»

хроника времен Тридцатилетней войны в 2-х действиях



Режиссер-постановщик: Роман Феодори

Художник-постановщик: Даниил Ахмедов

Балетмейстер: Наталья Шурганова

Художник по свету: Ильдар Бедердинов

Музыкальный руководитель: Виктор Стрибук




Артисты: Елена Половинкина, Антон Кирков, Виктор Буянов, Наталья Розанова, Лена Кегелева, Анатолий Кирков, Александр Чумаков, Елена Кайзер, Александр Рогозин, Надежда Царинина, Николай Мирошниченко, Эдуард Тимошенко, Ольга Буянова, Татьяна Гуртякова, Владимир Громов, Иван Дорохов, Валерий Зеньков, Галина Зорина, Елена Зотова, Виктория Истомина, Константин Кольцов, Виталий Криницин, Зоя Старикова, Александр Хряков, Лариса Черникова, Александр Шубин



Продолжительность 3 ч. 10 мин.


Мне кажется – как бы это банально или даже чудовищно ни звучало, – Брехт, и в особенности «Мамаша Кураж», обретают сегодня для нас в России стремительно возрастающую значимость. Осенью 2011-го, когда я пишу этот текст, пьеса и, надеюсь, наш спектакль видятся куда более «актуальными», нежели осенью 2010-го, когда он выпускался. А в тот момент, когда этот буклет попадет к вам в руки, актуализация – я убежден – еще более усилится. Потому что общество буквально с каждым днем все яснее осознает: наше неучастие, наше отстранение – преступно. Ведь если мы не препятствуем совершению преступления, то мы являемся его участниками, мы его, по сути, совершаем.

Вопрос сложный, и честность ответа беспощадна. Мы все день ото дня ради себя, ради детей, ради родителей идем на компромиссы: что-то предпочитаем не замечать, что-то пропускаем мимо ушей, о чем-то говорим – ну, дескать, а что я здесь смогу сделать?..

Мысль Брехта проста и не оставляет пространства для маневра: видишь несправедливость – борись с ней, истово, насмерть, до последнего вздоха. Даже если знаешь, что проиграешь, даже если понимаешь всю глупую бессмысленность этой борьбы, даже если ты один и никто не поддерживает тебя, даже если это будет стоить тебе потери близких людей, ты должен противостоять. И, как показывает история, именно такие люди вращают землю, один человек, наверное, и впрямь может изменить мир. Ведь Катрин Фирлинг спасает город – гибнет, но спасает. Я не знаю, прав ли Брехт, но видел он предназначение человека именно так. И я не думаю, что он был таким уж прекраснодушным утопистом, потому как сумел пережить фашистскую Германию, гонения, и боролся всегда, и никогда не молчал, порой рисковал страшно, и вроде как победил.

В то время, когда ставился этот спектакль, я открыл для себя вот что: эмоция блокирует мозг, и чувствуя (особенно чувствуя остро), человек не способен думать, рассуждать и анализировать. Бертольд Брехт же предлагает обратную цепочку – именно мысль, горячая, провокационная, обжигающая, должна разбудить чувство. И потому я менее всего желаю вам общепринятого «приятного просмотра». Но очень надеюсь на то, что наша «Кураж» может выступить в качестве еще одного маленького будильника.

Роман Феодори




Роман Феодори – молодой петербургский режиссер, работающий в провинции, – впервые появился в конкурсной афише «Золотой Маски», хотя уже несколько лет в нее просился: это яркий художник со своим мировоззрением и энергозатратными, эмоционально напряженными спектаклями. В барнаульской «Мамаше Кураж» интересно совмещение темы выживания в провинции и темы терпимости, компромисса, на которые идет главная героиня самой известной пьесы Бертольта Брехта. Это и есть главный вопрос постановки: не накладно ли терпеть бесконечное унижение. Намеренно состареннная Елена Половинкина в роли Кураж остервенело бьется за выживание абсолютно как современная женщина, понимающая, что ее метод - компромисс во всем, жертвенность – в любом случае приведет ее к потерям и проигрышу. Ею руководит злоба и остервенение – с этими чувствами они тянет свой маркитантский фургончик, пытаясь выжить в многолетней войне, ей же и кормящаяся. Бунтующий человек сегодня не имеет сил к борьбе, унижен и сломлен. Он готов к вечным потерям. Феодори ставит пьесу очень жёстко, без мелодраматизма, точно, холодно, звонко. Этот спектакль имеет смысл смотреть, чтобы понять, что такое этот самый «брехтовский театр», феномен культуры XX века. Здесь есть и настоящие зонги, и метод актерского остранения, настоящий фургон, как в оригинальном брехтовском спектакле, и хлесткий гражданский пафос.
Павел Руднев