Театральная компания ЗМ
Антон Чехов

Чайка

Театр «Сатирикон», Москва
Премия «Золотая Маска» 2012г. - «Лучшая работа режиссера»
Номинации на Премию - «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа художника», «Лучшая женская роль» (Агриппина Стеклова), «Лучшая мужская роль»(Тимофей Трибунцев)
комедия

Посвящается Валентине Караваевой

Режиссер-постановщик: Юрий Бутусов
Художник: Александр Шишкин
Композитор: Фаустас Латенас
Художник по свету: Анатолий Кузнецов

Артисты: Полина Райкина, Лика Нифонтова, Владимир Большов, Агриппина Стеклова, Марьяна Спивак, Антон Кузнецов, Тимофей Трибунцев, Денис Суханов, Артем Осипов, Марина Дровосекова, Сергей Бубнов, Юрий Бутусов

Продолжительность 4 ч. 10 мин.
Возрастная категория 12+

Смысл жизни для людей, населяющих вымышленный мир Чехова, – Театр, который больше жизни, больше любви, который замещает все, принося боль, одиночество, уничтожая и калеча души. Люди, отдающие себя на службу театральному чудовищу, часто бывают несчастны, может быть, даже слишком часто и незаслуженно, но, вероятно, они знают что-то, чего не знает никто. Хотя, возможно, это и не так.

Юрий Бутусов



В «Сатириконе» никогда не ставили Чехова, интуитивно избегая как традиционной прекраснодушной поэтичности, так и современного пессимизма безнадежных диагнозов, поставленных доктором Антоном Павловичем. И вдруг здесь взлетела «Чайка», похожая на какой-то безудержный, безбашенный джем-сейшн, который нет сил прервать, потому что ничего подобного его исполнители до сих пор не испытывали.

«Чайка» играется точно на обломках мира, пережившего катастрофу.

Актрисы, управляющие, доктора и беллетристы – все жизни в его «Чайке» – господа актеры. Жадные до ролей, которые они перехватывают друг у друга, точно не желая довольствоваться какой-то одной.

Бутусовский спектакль похож на бурную реку, взломавшую лед. Уложить самую исповедальную чеховскую пьесу в прокрустово ложе любой, пусть самой стройной, концепции невозможно – так же, как и обуздать эту реку. Отдавшись на волю тому, что «свободно льется из души», он позволяет своей «Чайке» летать между исповедью и пародией, между актерами и персонажами, между совершенно противоречивыми трактовками одной и той же сцены.

газета «Вечерняя Москва»



Такое гипервысказывание, охватывающее все, что может быть сказано о себе и о мире, делают обычно в самом начале пути. Бутусов, напротив, то ли изживает, то ли сжимает, итожит им свой 50-летний опыт. Но свойства именно молодого театра живут в этой «Чайке», полной летучих ассоциаций, импровизаций и какой-то странной одержимости. Бутусов явно настаивает на том, что театр это, прежде всего – игра и судьба, а уж потом – социальное, политическое, филологическое или любое иное высказывание.

«Российская газета»



Самый сильный и эффектный ход этой «Чайки» – присутствие на сцене самого Бутусова. И нет сомнений, что режиссер отождествляет себя с этим страстным проповедником «новых форм». Он сам Треплев и есть. И спектакль он ставит о себе самом. О тех невоплощенных на сцене «Чайках» (и вообще – спектаклях), которые живут в голове каждого режиссера. О замыслах с размахом, вначале обещающих успех, но гибнущих в суете и рутине. Сцена – это молох. И жертвы, принесенные на его алтарь, невидимы миру. От поэта остаются черновики, от композитора – недописанные партитуры, от художника – наброски и эскизы. Но эфемерное искусство театра не ведает черновиков и набросков. Невоплощенные, они распирают режиссера изнутри. У Бутусова они словно бы вырываются наружу и водят по сцене неистовый хоровод. Варианты одной и той же сцены наползают друг на друга, вступают в противоречие, враждуют. Да и сами артисты, примеряющие на себя и разные манеры игры, и разные роли, тоже постоянно соперничают.

газета «Известия»



Ближе к середине спектакля становится ясно, что Бутусов ставит не чеховскую «Чайку», а «Чайку» сто лет спустя, уставшую от интерпретаций, растасканную на цитаты и обросшую штампами. Его спектакль – о том, что эту пьесу ставить больше нельзя и в то же время невозможно не ставить. О муках художника, который пытается найти свой язык, прорваться сквозь напластования фальши к себе настоящему. Если хотите, это его «Восемь с половиной».

интернет-портал «OpenSpace.ru»