Театральная компания ЗМ
Александр Островский

Таланты и поклонники

Театр им. Маяковского, Москва
Премия «Золотая Маска» 2013г. - «Лучшая роль второго плана» (Светлана Немоляева)
Номинации на Премию - «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучшая женская роль» (Ирина Пегова)

Режиссер: Миндаугас Карбаускис
Художник: Сергей Бархин
Художник по костюмам: Наталья Войнова
Художник по свету: Сергей Скорнецкий
Композитор: Гиедрюс Пускунигис

Артисты: Полина Лазарева, Светлана Немоляева, Игорь Костолевский, Виталий Ленский, Михаил Филиппов, Иван Сапфиров, Анна Ардова, Дмитрий Прокофьев, Сергей Рубеко, Игорь Марычев, Константин Константинов, Максим Глебов

Продолжительность 3 ч. 30 мин.


Возрастная категория 16+

Спектакль, в котором много и актерского юмора, и режиссерского остроумия – в нешуточном понимании этого слова, – к финалу обнаруживает в себе жестокость и беспощадность: да, талант требует особых правил игры, одновременно эгоизма и изгнанничества, жертвы и хищничества. Но взамен дарит странноватое, особенное счастье.
Отношения таланта и публики для режиссера – вопрос первостепенной важности. Карбаускис, казалось бы, отдал спектакль артистам, избавил их от давления концепции, позволил их персонажам прорастать в нюансах, меняться. Но при этом ему удалось собрать из своих артистов нечто большее, чем хороший состав, – работающую машину спектакля, живое и настоящее целое. И тем самым обозначить, что в стенах Маяковки новая жизнь все-таки появилась.

 

интернет-портал «Газета.ru»

 

Карбаускис изначально сделал отличный выбор: он взял одну из лучших комедий Александра Островского – практически «самоигральных» «Талантов и поклонников», много говорящих об интриганской природе театрального дела и заставляющих хохотать над каждой репликой. И вывел на сцену почти всех звезд Маяковки. Причем поставил совершенно узнаваемый, «карбаускисовский» спектакль: лаконичный, жесткий, без рассусоливания и лишних сантиментов, в таких же минималистских, без красот, декорациях Сергея Бархина. Но благодаря лаконизму формы чудесный цветной текст Островского и взявшие второе дыхание звезды Маяковки особенным образом заиграли в полнокровном, живом и очень зрительском спектакле.
Карбаускис ставит спектакль в условно современных костюмах, без длинных дореволюционных платьев (пышные разве что те, что предназначены для сцены). Это скорее вневременная история: бедная талантливая актриса не желает строить свое благополучие на поддержке богатых поклонников и любит честного студента, но вот один из богачей оказывается умнее и деликатнее других, и она уже бросает студента, готовая идти на содержание ради будущей блестящей актерской карьеры. Разве тут что-то устарело? Все дело в деталях, нюансах и поворотах.
Искренняя ясноглазая Саша, по-мальчишески прямолинейно-честная, девушка-боец, готовая заплакать скорее от возмущения скабрезным предложением или от несправедливости, чем от слабости или жалости, естественно, выбирает себе в пару такого, как студент Мелузов. Прямого, как палка, ригориста в очках, готового учить ее жизни и объяснять, что порядочно, а что нет. В мире, где нет никаких моральных ориентиров, ей нужен такой учитель для поддержки в том, что она и без него интуитивно понимает. Ведь нельзя не разобраться в качествах лощеного, любующегося собой, утонченно-хамоватого светского хлыща Дулебова, каким его играет Костолевский. Да и на мать девушки – лукавую и шуструю тетку, готовую на многое, чтобы вылезти из бедности, – по части морали положиться нельзя. Домна то кокетничает с поклонниками дочери, то покрикивает на них, а то робеет, она смешно семенит и восхищенно красуется перед зеркалом в подаренной Великатовым шали. То безуспешно пытается показать свою материнскую власть, а то выглядит совершенной курицей. В общем, внутри этого города даже простодушной Саше расклад ясен, и Петя Мелузов, который кажется ей невероятно умным, нужен ей лишь для того, чтобы увереннее держать оборону. А то, что при встрече с «солидными людьми» закомплексованный Петя выглядит крайне неприятным, раздражительным, как вредный подросток, в Сашиных глазах только прибавляет ему морального авторитета.
Другое дело Великатов. Немногословный, умный, кажется, все понимающий, мягкий и вкрадчивый без пошлости, держащийся на расстоянии.
Как ни говори об узнаваемом стиле Карбаускиса, есть в «Талантах и поклонниках» и нечто новое для него. С одной стороны, редкий для режиссера юмор: тут не только смешно играют актеры, но и много дурашливого придумано – от роли «человека, служащего в театре» (Максим Глебов), который у нас на глазах превращается из Ивана в Матрену и обратно, до паровоза, составленного из рояля и стульев с дымящим самоваром впереди. Да и чего стоит иронический «балет» артистов, катающихся на поворотном круге, отталкиваясь ножкой. С другой стороны, новое для режиссера, всегда так или иначе ставившего мрачные спектакли о смерти, – неожиданный поворот лицом к жизни. Впрочем, жизнь эту он видит трезво, без обольщений. Ведь пьеса, которую чаще всего играли как историю о таланте, готовом принести в жертву искусству все, даже любовь, Карбаускис сделал рассказом о том, как тот, кто вчера был самой честностью, сегодня решается на компромисс, объясняя это тем, что так (отдаваясь из-за больших денег и возможностей) сможет полнее и успешнее посвятить себя тому же искусству. И грустный перевертыш в том, что, прощаясь с оставленным женихом, Саша с жаром доказывает ему свою правоту, но, в сущности, пытается уговорить только себя и ни одному своему слову не верит. А прежде бескомпромиссный Петя с печалью и без гнева отпускает свою ученицу, отказываясь ее судить.

 

газета «Московские новости»