Театральная компания ЗМ
Михаил Лермонтов

Маскарад

Театр им. Е.Б. Вахтангова
Участник программы «Золотая Маска» в Эстонии» 2012
драма в 2 действиях



Постановка: Римаса Туминаса

Художник: Адомас Яцовскис

Художник по костюмам: Максим Обрезков

Композитор: Фаустас Латенас



Артисты: Евгений Князев, Мария Волкова, Леонид Бичевин, Лидия Вележева, Александр Павлов, Александр Рыщенков, Михаил Васьков, Андрей Зарецкий, Юрий Шлыков, , Олег Лопухов, Анна Антонова, Владимир Бельдиян, Ирина Дымченко, Евгений Косырев, Юрий Красков, Екатерина Симонова, Александра Стрельцина, Василиса Суханова, Мария Шастина, Татьяна Казючиц



В спектакле звучит вальс Арама Хачатуряна



Возрастная категория 16+


Литовский мастер не просто срифмовал петербургскую до мозга костей драму Лермонтова со стройным петербургским ампиром. Он словно бы поместил действие пьесы в два разных времени и две разные среды. Дамы в кринолинах тут запросто соседствуют с бабами с ведрами и мужиками с бутылками. Маскарад напоминает сцену на катке с отчетливым советским привкусом. А лепящий снежок деревенский дурачок в варежках, названный у Туминаса «человеком зимы», оказывается слугой в доме Арбенина. События «Маскарада» разворачиваются разом в николаевской эпохе и пространстве детской памяти режиссера. В Летнем саду — как квинтэссенции петербургской культуры, и в садике, куда плебейского вида горожане приходят на прогулку.
Их забавы — это забавы не дворян, а, скорее, дворовой шпаны. Оттого-то так много в спектакле Туминаса откровенно буффонных вставных сцен.

Режиссер нарочито играет на этом контрасте. Он не уравнивает разные эпохи, он резко противопоставляет мир дворянского прошлого и новый дивный мир, воспринимающий это прошлое как постамент, на котором так удобно распивать горячительные напитки.
Кажется, единственный человек тут, без остатка принадлежащий возвышенной петербургской культуре, — Арбенин. Евгений Князев сыграл в «Маскараде» лучшую свою роль. Его Арбенин — истинно трагическая фигура, оказавшаяся в мире жалких и смешных граждан, более всего похожих на капитана Лебядкина. Один Арбенин продолжает жить здесь по устаревшим и кажущимся уже смешными законам чести. Он последний рыцарь уходящей натуры. И огромный снежный ком в финале прокатится по нему, как прокатывается каток истории. Он больше не нужен здесь. Он чужой. Удивительно, как режиссер, приехавший из Литвы, так тонко и глубоко смог открыть нам трагедию этого сметенного прошлого. Впрочем, неудивительно. Мы ведь жили с ним когда-то в одной стране, которой, к слову сказать, уже тоже больше нет.

газета «Известия»