Театральная компания ЗМ
Феликс Мендельсон-Бартольди

Сон в летнюю ночь

Мариинский театр, Санкт-Петербург
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2013г.- «Лучший спектакль в балете», «Лучшая женская роль» (Екатерина Кондаурова)

балет в 2-х действиях



Хореография: Джордж Баланчин

Репетитор: Сандра Дженнингс

Художник: Луиза Спинателли

Художник по свету: Сергей Лукин

Хормейстер детского хора: Дмитрий Ралко



Артисты: Екатерина Кондаурова, Оксана Скорик, Камиль Янгуразов, Андрей Ермаков, Тимур Аскеров, Константин Зверев, Дмитрий Пыхачев, Дмитрий Веденеев, Василий Ткаченко, Илья Петров, Александра Иосифиди, Злата Ялинич, Алексей Кузьмин, Александр Романчиков, Мария Ширинкина, Филипп Степин, Виктория Брилева, Виктория Краснокутская, Андрей Соловьев, Дарья Павленко, Юлия Степанова, Светлана Иванова, Валерия Мартынюк



Продолжительность 2 ч. 15 мин.


Возрастная категория 6+

Нотные материалы для постановки предоставлены музыкальным архивом Teatro alla Scala



Спонсор постановки господин Тошихико Такахаши



Балет поставлен в сотрудничестве с Фондом Джорджа Баланчина в соответствии со стандартами стиля и техники Баланчина



Действительно, славу Баланчина во многом составили бессюжетные балеты, но на самом деле он часто ставил балеты, в которых есть история. Вместе мы работали над «Арлекинадой», «Коппелией», «Щелкунчиком»; во всех этих балетах есть сюжет, они тоже важная часть его творчества. Но мне кажется, что даже если в балете отсутствует сюжетная линия, как, например, в спектакле «Серенада», все равно в нем ощущается некая история, и когда танцуешь, то чувствуешь, как погружаешься в нее, хотя содержание балета абстрактно.

А пьесу «Сон в летнюю ночь» Баланчин полюбил еще в детстве. Будучи учеником Императорского театрального училища, он сам участвовал в спектакле. Поэтому позже, в своей постановке, он с удовольствием задействовал детей, что придало спектаклю еще больше легкости и игривости.


Сандра Дженнингс





«Сон в летнюю ночь» не принадлежит к коллекции золотых хитов, обязательных в наборе каждого уважающего себя театра, который хочет, чтобы его уважали другие. Это вам не «Серенада», «Драгоценности», «Четыре темперамента» или «Агон». Положа руку на сердце, великим спектаклем «Сон» не назовешь. Но выдающимся – можно: из общего корпуса баланчинских текстов он действительно выдается, вместе с еще несколькими своими собратьями. Среднестатистический «балет Баланчина» – это бессюжетная композиция на полчаса-сорок минут, танец наедине с музыкой, никаких декораций, весь дизайн сосредоточен на свете и пачках, а часто вместо пачек – простые черные репетиционные купальники. А в «Сне» великого аскета развязывает по полной программе: есть и либретто по мотивам Шекспира, и разнообразные костюмы, и пантомима, и комикование, и стремление быть «понятным» и «понятно красивым» (девочки-стрекозы на пуантах изящно складывают ручки), и даже искры пошловатости – мол, народное такое искусство, нос не задирает. Не то чтобы это случай, описанный Набоковым, как «аскету снится пир, от которого чревоугодника бы стошнило», от «Сна» вовсе не тошнит, хотя сперва имен¬но так и кажется. Баланчин был эмигрантом и русским беглецом, которому вторая родина дала и славу, и насыщенную жизнь, ее объятия были теплы. Но стать «бывшим эмигрантом», видимо, нельзя, как и бывшим графом. Всю жизнь Баланчин, возводивший американский балет, нет-нет да останавливался – и строил себе маленький русский балет: например, «Бриллианты» или «Ballet Imperial» - сверкающую, чуть тронутую инеем грезу об идеальном русском императорском балете в параллельном мире, где не случилось революции, а Георгий Мелитонович Баланчивадзе стал главным хореографом Мариинского театра в столице конституционной монархии. Но то были дворцы. А «Сон в летнюю ночь» – его русская дача, построенная по рецептам старинных феерий и комедий Петипа. Типа «Дон Кихота», только покороче. И если присмотреться, видно, что автор был, говоря словами другого эмигранта, Иосифа Бродского, «не жлоб, не сноб, не либерал, а грустных мыслей генерал».


журнал «Афиша»





В огромном корпусе наследия «мистера Би» это редкое сочинение с сюжетом. Балет поставлен в 1962 году, и в нем хореограф напомнил, что он не только великий мастер создавать полные холодного совершенства композиции из прекрасных тел, но и мужчина с половиной грузинской крови, мощной витальностью, вкусом к жизни и отменным чувством юмора.


газета «Деловой Петербург»



Редкий в творчестве Баланчина образец сюжетного полнометражного балета появился в 1962 году. Сочиняя его, хореограф явно ностальгировал по пышным петеребургским балетным сказкам и феериям. А еще предавался воспоминаниям о своем детстве, когда он, будучи учеником императорского театрального училища, выходил на сцену эльфом в одноименном драматическом спектакле Александринского театра. Сложносочиненный шекспировский сюжет Баланчин (ну просто волшебник!) молниеносно излагает в первом акте, освобождая второй – свадебный праздник – для чистого танца и музыки: знаменитый марш Мендельсона звучит именно здесь. На фоне остросовременных баланчинских опусов, лаконичных и абстрактных «Сон» выглядит милой данью всем старобалетным канонам, здесь всего в меру: фантастики и быта, любовной лирики и комических перипетий, очаровательных детских танцев и пантомимы. По качеству и разнообразию танца, да и всем другим показателям, этот густонаселенный балет для мариинской труппы – то, что доктор прописал.

Лариса Барыкина