Театральная компания ЗМ
Лукас Бэрфус

Путешествие Алисы в Швейцарию

Драматический театр им. А.С. Пушкина, Красноярск
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2013г.- «Лучший спектакль в драме, малая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая женская роль» (Наталья Горячева)


Режиссер: Олег Рыбкин

Художник: Игорь Капитанов

Художник по костюмам: Елена Турчанинова

Художник по свету: Дмитрий Зименко (Митрич)

Музыкальное оформление: Олег Рыбкин

Видео: Владимир Пушкарев



Артисты: Виктор Лосьянов, Наталья Горячева, Людмила Михненкова, Мария Алексеева, Алексей Исаченко, Валерий Дьяконов



Продолжительность 1 ч. 50 мин.

Внимание! Нестандарнтная рассадка зрителей. схема зала


Возрастная категория 16+<br>

Постановка осуществлена при поддержке Немецкого культурного центра им. Гете и Фонда Михаила Прохорова



Вопросы жизни и смерти в самом прямом и жестоком смысле в этой пьесе становятся остро и безжалостно. Уверен, что мизансценирование в спектакле невозможно, поэтому сценография минималистична, Я только помог актерам найти способ существования в этом глубоком и точном, провокационном и искреннем тексте.


Олег Рыбкин




Путешествие Алисы в Швейцарию – это путь из нашего мира в иной, который пролегает через объяснения с матерью, последний бутерброд, последнюю поездку на море, последнее красивое платье, купленное для того, чтобы произвести впечатление на своего будущего убийцу. Спектакль лаконичен и очень холоден – в нем нет места экзистенциальным терзаниям, спорам о высшем предназначении, нет места даже слезам – единственный раз, незадолго до финала плачет мать героини, и то – беззвучно, спрятав голову в колени.

Интересный вопрос заключается в том, как эта пьеса начинает себя вести при соприкосновении с отечественной художественной традицией, в принципе, не отвергающей добровольный уход из жизни как способ решения проблемы, но всегда переводящей суицид в рамки конфликта религиозного. Вольно или невольно, но мы начинаем рассматривать попытку самоубийства как вопрос взаимоотношения человека с богом (так и отсутствие смысла в жизни трактуется прежде всего как духовная пустота или последствия преступления какой-либо заповеди). Здесь же такой вопрос не стоит – формально Алисе требуется благословение матери, однако по сути это – скорее попытка легитимизировать свое страшное решение, нежели совершение обязательного ритуала. Религия чужда прагматике, а современная (европейская) жизнь чрезвычайно прагматична; поэтому, думается, автор и очистил произведение от излишней художественности, прежде всего, понизив уровень эмоциональной рефлексии своих персонажей.

Режиссер пошел еще дальше, имитируя документальность всего происходящего – на протяжении всего спектакля героев с нескольких точек снимают видеокамеры. Изображение выводится на белые экраны, на одном из которых – всегда крупным планом глаза персонажей, их сдержанные, холодные взгляды (даже в суетливом, растерянном, казалось бы, взгляде Алисы читается решимость идти до конца). Мы говорим не о нравственности, не о силе духа – о фактах! Есть изнемогающие от страданий или просто угасающие люди, желание которых должно быть законом для любого мыслящего человека.


интернет-портал «NewsLab.ru»




Пьеса современного швейцарского драматурга о молодой женщине, добровольно согласившейся на эвтаназию, чтобы избавить себя от физических страданий, а свою мать – от забот. Узнав адрес швейцарской клиники, Алиса тайком от матери едет туда и договаривается о будущей процедуре. Но чтобы решение было окончательным, доктор дает своей пациентке немного времени – подумать и, быть может, передумать. Что сильнее – обаяние своей власти над людьми, доведенными жизнью до последнего предела, или любовь к этим людям – вот главный вопрос, который решают герои «Путешествия Алисы», а вместе с ними – и зрители. Спектакль Олега Рыбкина сделан как идеальная читка, только без листочков. Лаконичность и сухость – к лицу этой истории о последнем путешествии женщины, которая до конца надеялась-таки остаться в живых.

Кристина Матвиенко