Черная песня

Театр обско-угорских народов «Солнце», Ханты-Мансийск
Участник программы «Маска Плюс» Фестиваля 2013 года

по повести Татьяны Молдановой «В гнездышке одиноком»



Режиссер: Анна-Ксения Вишневская

Художник: Вячеслав Зайчиков

Композитор: Игорь Устинович

Авторы песен: Ульяна Шульгина (Рандымова), Татьяна Лозямова, Владимир Волдин

Хореография: Евгения Беспалова, Евгения Молданова, Фаина Иштимирова

Костюмы: Ульяна Шульгина (Рандымова), Галина Яковлева, Евгения Молданова

Изготовление декораций: Александр Филимонов

Дизайн: Павел Мизев

Звук: Дмитрий Мицкий

Свет: Павел Мизев, Никита Челомбитка

Реквизит: Виктор Багмет

Видеомеппинг: Russian Visual Artists

Научные консультанты: Татьяна Молданова, Евдокия Немысова, Тимофей Молданов



Артисты: Альбина Дозмарева, Марина Кашпирева, Евгения Молданова, Татьяна Огнева, Татьяна Фоминых, Любовь Рочева, Вадим Важенин, Петр Анямов, Максим Анямов, Петр Змановский, Дмитрий Решетников, Екатерина Потпот, Александр Тургачев, Юлия Яркина, Мария Куртямова



Продолжительность спектакля 1 ч. 40 мин.



Внимание! Нестандарнтная рассадка зрителей. схема зала

Возрастная категория 16+<br>

номинация программка

Мы долго искали национальный материал, который можно было бы положить в основу театрального спектакля. Меня вдохновили две вещи: героический мансийский эпос и документальная, очень человечная повесть Татьяны Молдановой «В гнездышке одиноком». Эта история, записанная автором со слов бабушки, искренняя, трогательная, ненадуманная. Это повесть о Казымском восстании. Но главная тема не политическая – главное здесь женщина, ее сны, воображение. Мы не переживаем по поводу жестокой ситуации и жестокого времени, мы восхищаемся женщиной, ее воспоминаниями.

Наш спектакль – это пространство воспоминаний и снов героини Анны. Перед тем как уйти в «нижний мир», она вспоминает, как много лет назад красноармейцы забрали ее любимого мужа Ювана, снасти, ружья, так как опасались, что она начнет стрелять в солдат, и оставили ее с восемью детьми одну на огромной территории без средств к существованию.


Анна-Ксения Вишневская, интервью газете «Аргументы и факты»




Повесть написана по воспоминаниям бабушки автора о Казымском восстании остяков против советизации края. Болевой, поэтический рассказ о женщине, у которой коммунисты отняли мужа и ружье, оставив ее одну в суровой тайге вместе с восемью детьми. Сражение Анны за детей, погибавших от голода один за другим, и составляет духовную драму спектакля.

Удивительно, как в таком сюжете не оказалось места для мести советскому строю. Жажда мести очень быстро уходит, в душе Анны она заменилось заботой о детях. В характере северных народов нет места для проклятий и вендетты; человек к насилию относится как к природному явлению, люди привыкли к лишениям. Насилие – часть природного цикла. Нет времени для мести, надо выживать.

«Петербургский театральный журнал»




«Черная песня» сделана по документальной повести финно-угроведа Татьяны Молдановой «В гнездышке одиноком», исследующей несколько поколений маленького народа, который с трудом сохраняет сегодня свою идентичность. «Черная песня» наполовину фольклорна, наполовину документальна, и на стыке этих двух стихий возникает горькая и правдивая история исчезновения. Раньше народ ханты и манси жил в согласии с природой и собой. Потом в их жизнь вторглась цивилизация, потом – государство вместе с войнами, ну и наконец – плохая экология. «Черная песня» становится гимном уходящей натуре, память о которой не дает спокойно жить сегодняшним потомкам тех, счастливых, людей.

Кристина Матвиенко