Театральная компания ЗМ
Игорь Стравинский

Свадебка

Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2013г.- «Лучший спектакль в балете», «Лучшая работа дирижера», «Лучшая мужская роль» (Иван Порошин)

хореографические сцены с пением и музыкой на народные тексты из собрания Петра Киреевского



Хореография: Иржи Килиан

Художник: Джон Макфарлейн

Ассистенты художника: Хенк Палмерс, Джок Виссер

Художник по свету: Кейс Тьеббес

Музыкальный руководитель проекта и дирижер: Теодор Курентзис

Художественный руководитель проекта: Алексей Мирошниченко

Репетиторы: Эльке Шеперс, Филипп Тейлор

Главный хормейстер MusicAeterna: Виталий Полонский



Артисты: Инна Билаш, Иван Порошин, Анастасия Костюк, Мария Белоусова, Мария Меньшикова, Наталья Домрачева, Александр Таранов, Денис Толмазов, Сергей Клочков, Никита Четвериков, Альбина Рангулова, Сергей Мершин, Максим Темников, Елена Куличкова, Марианна Сельвестру, Марат Фадеев, Алексей Лысенко, Полина Булдакова, Ляйсан Гизатуллина, Юлия Гоголева, Ксения Горобец, Кристина Елыкова, Татьяна Кеме, Елена Кобелева, Евгения Ляхова, Евгения Ширинкина, Алексей Будрин, Кирилл Галимянов, Сергей Крекер, Олег Куликов, Артем Мишаков, Александр Соловей, Роман Тарханов, Иван Ткаченко, Тарас Товстюк

Солисты оперы: Надежда Кучер, Наталья Буклага, Станислав Леонтьев, Дмитрий Ульянов

Пианисты: Максим Емельянычев, Михаил Мордвинов, Александр Осминин, Оксана Пислегина
Перкуссионисты: Николай Дульский, Роман Ромашкин, Андрей Винницкий, Игорь Гришкин, Владислав Осипов, Сергей Шамов



Оркестр и хор MusicAeterna

Продолжительность 25 мин.


Возрастная категория 12+

Совместная постановка с Фондом Иржи Килиана

Исполняется с разрешения Chester Music Limited



Игорь Стравинский стоит особняком в истории ХХ века. Во-первых, это композитор, который тесно сотрудничал с Джорджем Баланчиным, и они вдвоем и определили развитие балета в ХХ веке. Это, можно сказать, второй наиболее результативный творческий тандем после Чайковского–Петипа. У нас долгое время не было ни одного балета на музыку Стравинского. И я давно мечтал исправить эту ситуацию. В прошлом сезоне мы приобрели три балета Стравинского: «Monumentum pro Gesualdo», «Петрушка» и «Свадебка». «Свадебка» – это характерный Килиан, очень сложный балет на непростую музыку. Это был наш первый спектакль не в классическом и неоклассическом стиле ballet, а в более демократичном направлении dance.


Алексей Мирошниченко




В творчестве Иржи Килиана можно выделить три периода: большие хоральные и оркестровые работы, балеты-истории и «черно-белый период». «Свадебка» относится к концу первого периода. В 1910-е, когда Стравинский написал «Свадебку», это воспринималось как абсолютно новое слово в исполнительском искусстве. Иржи Килиан работал с тем же материалом, что и первая постановщица балета Бронислава Нижинская, но его трактовка музыки, конечно, своя. Килиан вдохновлялся музыкой и вокальным текстом, и у него получилась образная, иллюстрирующая музыку хореография. Это очень значительная работа.

Конечно, определенные ссылки на балет Нижинской, как на безусловный шедевр, с которым нельзя не считаться, есть. Но в остальном «Свадебка» Килиана самобытна. Иржи нашел способ сочетать музыкальный пласт с танцевальным так, чтобы они не перекрывали друг друга, а переплетались, рождая новый образ, нечто большее.

Килиан руководствовался подзаголовком, который был записан в партитуре: «Свадебка» – «маленькая сумасшедшая свадьба».
В первую очередь, танцовщики Килиана должны обладать высоким градусом энергии и силы духа. Я имею в виду не ту энергию, которую переживает артист внутри себя, а те волны и импульсы, которые танцовщик через движения посылает в зал. Второе – это музыкальность. И третье – владение плечевым корпусом и руками. Килиан много работает именно с этими частями тела. Рука в балетах Килиана не просто поднимается вверх или вытягивается вперед – ее приводит в движение импульс, идущий из спины. Это важный момент, который мы с моей коллегой Эльке Шепперс, которая занималась подготовкой женского состава, постарались внушить пермским танцовщикам.


Филипп Тейлор




Этот балет длительное время пребывал в статусе шедевра, недоступного никому кроме NDT, труппы, воспитанной знаменитым Иржи Килианом. Известно, сколь долго хореограф сопротивлялся переносу своих балетов в Россию. Лишь совсем недавно лед был сломан, и хореографию Килиана станцевали сначала в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, затем в Большом. Но и в этой цепочке событий появление «маленькой сумасшедшей свадьбы» на пермской сцене – бесспорная сенсация. Удивительно, как нестоличной труппе удалось уговорить несговорчивого чеха. Не менее восхищает факт, что гениальная партитура Стравинского (вариант для четырех роялей и перкуссии) звучит вживую, к тому же – в интерпретации Теодора Курентзиса, ансамбля солистов и хора «MusicAeterna». А еще в пермском театре нашлись танцовщики, способные воссоздать стремительно-текучий килиановский стиль. И самое главное – с какой славянской истовостью уральцы танцуют балет, который нигде больше увидеть невозможно!

Лариса Барыкина